Translate

среда, 8 июня 2016 г.

интернет, понравилось ......... о воспитании

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». 
Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. 
К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.




Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. 


Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.
К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности.
Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. 
Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.
Как строился процесс обучения?
Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. 
По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. 
Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. 
Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.


Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. 
С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». 
А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. 
Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. 
Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновий/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»
Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? 
Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.
«Бабий кут». Это «женское царство» у печи. 
Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. 
Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. 
Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.
Уборка в доме. В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. 
Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.


Пестунство. 
В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. 
Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). 
Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.
Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. 
И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. 
Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». 
За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. 
Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество. 
Очень важный элемент крестьянской культуры. 
Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. 
Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). 
В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.
Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. 
Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. 
Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». 
Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. 
Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.
Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. 
Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. 
Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».


Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. 
Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. 
Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. 
Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили.
Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. 
И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.



вспоминаю своих бабуль - Марию и Нюру,
сколько всего они умели,
выучили меня вязать, шить, вышивать, какие мережки я тогда делала!
жаль нет фото!
на мою кофточку заглядывались .......
мама с ранних лет заставляла убирать дом, 
сначала я сама лет в 5 этого хотела, потом конечно ленилась, это было скорее как повинность,
но привычка ........ выработалась,
не скажу, что чистюля , но порядок я уважаю и жить в хлеву точно не могу,
даже работа не спорится, если в квартире не убрано,
а если срочно нужно поторопиться с заказом,
то чувствую дискомфорт,
это как муха, которая кусает и приговаривает :
- ага! ты тут творишь, а пол не помыла, свинья!


пошла мыть пол )))))))) и творить


ваша Лиляша




бабушка Мария


я + мама




мою полы






с бабулей  Нюрой   











7 комментариев:

  1. Нда... И все успевали, и на отдых, веселье время было. А сейчас только и слышишь: " Помощь по дому? Обязанности? Что Вы! Он же учится!" :))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. о! да!!!!!!!
      ладно бы на одни 5,
      и то это не оправдание

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. фото очень душевные
    Меня так же воспитывали)))
    меня до сих пор очень удивляет, когда женщины ( и часто в возрасте моей мамы))) говорят, что "я замуж вышла - ничего не умела: ни убрать, не постирать, ни кашу сварить. А потом всему научилась"
    А что они делали-то????))) они слепо-глухонемые и безрукие были до 20-ти лет?)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людочка!
      вот точно.......
      слепо-глухонемые и безрукие были до 20-ти лет

      как -то не укладывается,
      а их ещё и взяли ))))))

      Удалить
  4. так и надо воспитывать,это правильно,а то сейчас создали чуть ли не культ ребёнка,размазней растят...
    Фото чудесные с родными),а улыбка твоя такая же и осталась)))))

    ОтветитьУдалить